Культура

279
О мрачных ночах минувших дней
27 июня, 2022

«Проблемы, изображённые в киноленте, актуальны, увы, и на сегодняшний день»

-

Название фильма: «Минувшие дни»
Жанр: драма, исторический фильм, экранизация
Режиссёр: Юлдаш Агзамов
Автор сценария: Сабир Мухамедов
В главных ролях: Ульмас Алиходжаев, Гульчехра Джамилова, Аббас Бакиров
Кинокомпания: Узбекфильм
Год: 1969




Фильм начинается со сцены, которую можно назвать ярчайшим примером инь-янь: на экране мы видим двух героев, Атабека и Хамид-ака, верхом на лошадях. С первых минут мы сталкиваемся с протагонистом и антагонистом произведения, где Атабек - явление света, а Хамид-ака - дитя тьмы. Дальше и весь фильм пропитан атмосферой противостояния добра и зла, исход которого далеко не очевиден - убедиться вы в этом сможете, досмотрев фильм до конца. 

Кинолента вышла в прокат в 1969 году, сюжет которой описывает темнейшую и жесточайшую эпоху узбекской истории - XIX век, эпоху кокандского ханства, когда от понятия справедливости оставалась лишь жалкая тень, спрятанная под брызгами крови и суровых приказов. Этническая раздробленность и чинопочитание сгустили и так грустные краски окружающей обстановки. Именно на цветовой гамме картины хотелось бы заострить особенное внимание: Абдулла Кадыри, основоположник узбекского романа и автор одноименного художественного произведения, делал глубокий акцент на изображении цветового контраста в своей книге. Будь то пейзаж места, где разворачивалась трагедия, или портрет персонажей - всё это играло ключевую роль в понимании идеи сюжета. Фильм снят в преимущественно коричневых и жёлтых тонах, одежда героев подобрана под их характер, а природа - тёмные горы и степи, да улицы Ташкента и Маргилана. 



Главные герои, Атабек и Кумуш, иллюстрировались им как красивые люди со светлыми чертами лица, что не осталось без внимания режиссёра фильма, Юлдаша Агзамова. Удачный подбор актёрского состава не раз получал огромный поток похвалы. Однако нельзя оставить без внимания и минус в плане героев: Хамид-ака, главный источник всех невзгод на тропе счастливых возлюбленных, был описан Кадыри как человек с “чёрным, покрытым оспой лицом” (“кора чутир юзли”), в то время как на актёре едва ли заметны внешние изъяны. 

Всё это меркнет на фоне захватывающего сюжета, мастерской операторской работы и животрепещущего музыкального сопровождения. Аутентичность восточной культуры ярко передалась через звуки карнаев и сурнаев, дутара и домбры; костюмы и декорации, даже не смотря на всю свою простоту, были подходящими. Даже речь актёров отдавала лёгкой горечью старины.




Проблемы, изображённые в киноленте, актуальны, увы, и на сегодняшний день. Поставив себя на место главной героини, Кумуш, можно понять, что статус женщины в далёкое столетие также имел малую значимость. Семья, дети, дом - кроме этих забот как будто и нет других у женщины. Помой, одень, обуй - картина не особенно изменилась. Только кадры рутинной бытовой жизни Кумуш были еле-еле показаны в фильме, только как интересный бонус к Атабеку раскрывается её характер. Кумуш верная? Да, она до последнего не хотела иметь ничего общего с незнакомцем-женихом из-за своих чувств к Атабеку. Кумуш смелая? Да, она рискнула своей головой, чтобы передать письмо правителю и спасти мужа и отца. Кумуш гордая? Да, не хотела она быть отвергнутой и всё еще искать ласки уехавшего мужа. Мы видим Кумуш только как драгоценное сокровище: красивая, желанная, многим недоступная. Объективизация женщины существовала и тогда. Никак не упоминается её эрудированность или образованность, никак не реализуется её уникальность как независимого индивидуума. Не было бы Атабека, посвятили бы роман и фильм её истории? Вряд ли, ведь место женщины, к огромному сожалению, многим что тогда, что сейчас видится в тени.


Конфликт отцов и детей тоже находит своё отражение: мать Атабека, недовольная разлукой с сыном, решает привязать его к себе второй женой. Атабек, под гнётом восточного воспитания и сыновнего долга, не может отказаться от повторного брака, но даёт чёткое предупреждение: любить Зайнаб, ту самую вторую, он не будет. Можем ли мы назвать это бесхребетностью? Считается ли согласие Атабека на еще одну женитьбу предательством своей любви к Кумуш? Есть ли своё собственное “я” у молодого поколения? Ответы на эти вопросы маловероятно кто будет искать в наши дни, ведь легче всего пожать плечами и сказать одно единственное, удобное слово - менталитет. Приверженность традициям надо рассматривать со всех сторон, даже с тех, которые могут быть кому-то неприятны. Возможно, именно к глубокому размышлению над данными темами и призывает выдающийся фильм и роман.




На фоне трагической истории любви происходили не менее трагические исторические события: Кокандское ханство переживало эпоху глубокого кризиса. Мятежи, смена власти, коррупция и невежество - всё это достоверно показано в картине, как и упадок духовенства. Одной из самых резонансных сцен является сцена, где Хамидбай гнусно доносит на Атабека и Мирзакарима после новостей о женитьбе  его давно возлюбленной Кумуш. Здесь мы отчётливо можем видеть, как хмурое неверие на лице казия сменяется доброжелательной улыбкой после звука звона монет. Этот отрывок изумителен. Через эмоции и реплики персонажей режиссёр доносит важную идею продажности общества. Никаких громких слов не было сказано, никаких резких действий и даже сатиры - всё как на ладони, но одновременно между строк. 

Несчастливая концовка, которая заслуживает того, чтобы увидеть её своими собственными глазами, не оставит равнодушным никого. В фильме не показывается, чем закончатся дни Атабека, но понятно по кадру, где он драматично уходит в закат (и здесь буквально), что грусть и тоска - его новые вечные спутницы. Финальные кадры показались мне не совсем уместной загадкой, которую никто не возьмётся решать. Прекрасный шанс дать поучительный совет был упущен, а это ведь так важно, так как подобные фильмы должны нести в себе не только развлекательный, но и воспитательный характер.




Невзирая на это, я бы рекомендовала фильм Юлдаша Азгамова “Минувшие дни” к просмотру, и неоднократному. Первый раз его нужно смотреть с образовательной целью еще сидя на школьной скамье - так ученик сможет более ярко построить у себя в голове представление о политической и социальной жизни эпохи ханств. Второй раз - в более зрелом возрасте, когда настанет пора самому создавать семью, двери который человек должен открывать с уже устоявшимися принципами. Проблемы, очевидные кому-то, могут быть не очевидны другим, а именно на ошибках прошлого мы и учимся не делать их в настоящем.




 Подводя итоги, следует отметить, что несмотря на то, что нить повествования картины временами сложно отследить не читавшему роман человеку, горе, накрывшее как и семейную пару Атабека и Кумуш, так и всё государство, несомненно коснётся струн души каждого смотрящего. Здесь ставится вопрос войны и мира, любви и ненависти, света и тьмы, которые зрителю передаются в виде филигранного изображения узбекского быта и колорита, нравов и обычаев XIX века. Главные герои, из-за которых поневоле задумываешься о месте женщины в исламском обществе и поведении мужчины, - две яркие звезды на темном небе жизни, которые несмотря ни на что будут всегда сиять друг другу даже в самую мрачную ночь. А нам, как представителям нового поколения, нужно внимательно изучать опыт наших предков, чтобы больше не допустить хаоса и трагедии как в доме, так и в стране.

Автор: Нигора Усмонова
Популярные статьи
Культура
4 июля, 2022
Silvia Furmanovich x Uzbek handicrafts: как узбекские орнаменты оказались в коллекции бразильского ювелира Сильвии Фурманович
Культура
12 января, 2022
5 отечественных кинофильмов для просмотра в выходные дни
Культура
25 мая, 2022
История рынка Чорсу
Культура
1 февраля, 2022
Голос старой Бухары
Культура
8 апреля, 2022
Рамен, вечеринки и нетворкинг: интервью с автором проекта Plovistan
Культура
9 февраля, 2022
Спрятанные скульптуры Ташкента
Культура
18 апреля, 2022
Музыка нас связала: кто играет на модных вечеринках в Ташкенте?
Культура
12 мая, 2022
Песчаная буря, танцы под дождем и сцена из грузовика : как прошел фестиваль «Стихия» 2022?
Культура
23 февраля, 2022
Ташкентская "Узбечка"
Технологии
15 февраля, 2022
История Астрономического института имени Мирзо Улугбека
Культура
17 марта, 2022
Стена истории: Периоды в истории развития керамики