Культура

1112
Песчаная буря, танцы под дождем и сцена из грузовика : как прошел фестиваль «Стихия» 2022?
12 мая, 2022

Как прошло главное музыкальное событие этой весны и кто стоял за его организацией?

-
2022 год, Каракалпакстан, Муйнак. Город, который когда-то был домом для моря, стал местом прописки фестиваля электронной музыки «Стихия», который уже в четвертый раз принимает гостей с разных уголков мира. 




Первое событие проекта прошло еще в 2018 году. Тогда не было много гостевых мест, многие процессы были не налажены, а сам фестиваль длился всего несколько часов, потому что местные органы власти посчитали нужным его закончить. 

Сегодня количество партнеров выросло, вместо одной сцены было построено уже три, а line up состоял из почти пятидесяти исполнителей разных направлений и разных стран. 




Помимо прочего, на «Стихии» появился бар, свой мерч и фудкорт с разными поварами. Но самое важное, что фестиваль стал больше созидать, оставляя городу что-то взамен на то, что тот его приютил.



Так художники расписали муйнакский маяк, организаторы привлекли локальных художников для того, чтобы сделать выставку со своими работами, а продюсеры организовали круглый стол, на котором обсуждались важные социальные проекты, связанные с аральским регионом. 



Удивительно, что вместе с фестивалем эволюционирует и город. В Муйнаке растут гостевые места, появляются банковские автоматы и даже практически сдан в эксплуатацию международный аэропорт. 

С последним, вероятнее, дела будут двигаться еще быстрее, ведь путь до фестиваля сократится и так появится больше желающих познакомиться со «Стихией». 



Сама же стихия в этом году решила объявиться лично, устроив пыльную бурю и дожди в дни мероприятий. Так одна из сцен трансформировалась в фуру, а под крышей бара стало танцевать еще больше людей. По правде сказать, это добавило особой глубины фестивалю и мотивировало еще больше веселиться, невзирая на погоду. 




Все это могло бы никогда и не случиться, если бы проектом не занимались люди, которые горят этим делом, вкладывая в него много человеческих, материальных и многих других ресурсов. От генеральных продюсеров до локальных мастеров, которые помогали все это строить: руками, головой и душой. 



Один из них Отабек Сулейманов — генеральный продюсер «Стихии», партнер юридической фирмы CENTIL law firm, который придумал фестиваль во время одной из своих командировок в Муйнак.



«В ту поездку меня пригласили посмотреть на местную достопримечательность —  кладбище кораблей. Это действительно очень впечатляющая картина, которая погружает в странную смесь депрессии, восхищения перед огромным пространством и ощущения беспомощности перед самим же собой, человеком.  Человек, на самом-то деле, это большой созидатель, но он также и большой разрушитель.



На тот момент я иногда диджеил и у меня появилась мысль о том, что в Муйнаке можно было сделать небольшую тусу, но потом мы поняли, что логистически очень сложно везти туда всю технику и что, возможно, ивент нужно сделать немного побольше. 

Мне понравилось это место и я представил, что здесь можно сделать что-то эклектичное: совместить звуки техно на берегу высохшего моря под звездным небом. Абсолютно “техновое”, некоммерческое звучание.



Если так посмотреть, по промышленным терминам — это в принципе обычный фестиваль, но обычный фестиваль, который проходит в необычном месте. Это, наверное, та эклектическая деталь, которую мы воткнули в сердце стратегии фестиваля. 

Еще у фестиваля большая миссия — устойчивое развитие города Муйнак. Для нас важно, чтобы горожане получали какое-то благо. Начиная от  коммерческого и дальше, в сторону образовательных проектов, развития искусства и создания каких-то особенных условий для местного населения»


 
Другая важная единица команды — Джурабек Абдурахимов, сотрудник Министерства Туризма и Культурного наследия, который полностью отвечает за взаимодействие между фестивалем с органами власти. 

«Я отвечаю за government relations, составляю протоколы для министерств, составляю их задачи и функции, которые они должны выполнять. 



Например, у МВД – обеспечение безопасности, хокимията – обеспечение чистоты и бесперебойной электросети и так далее. После того, как собираем все воедино, утверждаем со всеми министерствами и заносим на подпись к Заместителю премьер-министра или Премьер-министру. 

С 2019 года их подписывает Азиз Абдукахарович, который сам очень заинтересован в проведении таких мероприятий. Он мне постоянно говорит: «Я тоже хочу поехать, посмотреть, что вы там вытворяете (в хорошем смысле этого слова)». 



Но пока у него не получается и мы показываем фотографии и видео о том как это все делалось и ждем обратной связи. 

Если продолжать тему безопасности, то за нее отвечает Азамат Сулейманов

«Я являюсь руководителем по безопасности лагеря и самого фестиваля. Кроме этого, у нас есть наемная группа, в порядке от 10 до 15 человек, которые не зависят от местных властей. Плюс ко всему, от местных властей выделяется порядка 150-200 человек: охрана в виде МВД, Национальной гвардии и МЧС, а также скорой помощи, которая была организована при поддержке Минздрава. 



Думаю, с каждым годом это количество будет увеличиваться и увеличиваться, потому что фестиваль растет. О нем узнает больше людей, которые приезжают не только с Муйнака, но и с отдаленных районов. 

Качество обеспечения безопасности на этом мероприятии, как мы видим, в первый день было обеспечено, но не на том уровне, на котором хотелось бы. 



«Стихия» подразумевает собой настоящую стихию: была буря и сильный дождь, что очень сильно усложнило нашу работу по обеспечению безопасности в том плане, что мы еще отвечали и за безопасность электрическую. 

Все эти нюансы были учтены в нашем протоколе, и я надеюсь, что на следующий год у нас все эти недочеты будут исправлены, как и по части договоренности с местными властями, так и по технической части ограждения. 

По части развития безопасности я думаю, у нас идет развитие, так как на следующий год у нас запланированы видеокамеры с видеозаписями, новые ограждения и так далее».



Сами гости попадают на фестиваль во многом благодаря Санжару Халмурадову, который руководит туристическим агенством Peopletravel, а также курирует все организационные вопросы, связанные с передвижением и размещением гостей. 


«У нас есть несколько основных задач – это размещение, логистика и пребывание гостей и артистов в Муйнак и их проживание. А так же любая другая работа, где мы можем быть полезны.





Нас в офисе семь человек, в том числе и в период «Стихии». И все, грубо говоря, заняты фестивалем. Бывает так, что иногда рук даже не хватает. Сложно организовать логистику, размещение. 

В этом году фестиваль проходит в туристический пик  да и в Каракалпакстане очень ограниченное количество транспортных средств. Приходится находить решения для обеспечения бесперебойной работы фестиваля.


Городу нужно адаптироваться, и это была наша основная цель, привлечь к нему внимание. Фестиваль до сих пор растет и я надеюсь, что это не предел. 



Мы хотим привлекать максимум местного населения, чтобы они получали от этого максимум выгоды, сдавая свои квартиры/ гостевые дома/ гостиницы, предоставляя транспортные услуги, продавая рукодельные изделия или другие услуги, с которых они могут заработать деньги. 

И еще мы хотим, чтобы местное население было основным составляющим всего фестиваля.» 

Помимо гостиниц, частных квартир и гостевых домов, на фестивале функционировал юртовый лагерь, который как раз и включал в себя бар, фудкорт, точки по продаже оригинальной одежды, а также зоны для спонсоров. За них отвечал Данила Ким, продюсер в рамках фестиваля, а также проект moc, соучередителем и исполнительным продюсером которого он является.



«Первый раз я приехал на фестиваль сам. Услышав про него, поймал такси на метро Сабира Рахимова, приехал в Ургенч. С Ургенча приехал в Нукус. С Нукуса поймал такси в Муйнак. Вообще не понимал, куда я еду. Знал только, что это берег Аральского моря. 

Приехал. На тот момент была одна сцена, один отель «У Махмуда» и больше ничего не было. Тогда мне все говорили: «Там нет еды и вообще невозможно жить». Но я приехал, на месте нашел себе номер и еду, да и вообще у меня было все, что я хотел. 

На обратном пути в Нукусе нас даже провожали на лимузине. И это была не какая-то роскошь, а простое гостеприимство. У людей, с которыми я познакомился, был лимузин на свадьбу, я попросил их нам помочь, мол мы не помещаемся в такси. Он оставил молодоженов у музея Савицкого и пока они фоткались, отвез нас всех до аэропорта.  



В этом году в мои задачи уже входила координация юртового лагеря. Например, установка сцен, навесов, дополнительных построек. Или их оптимизация.  

Еще мы привлекли ребят из Нукуса, которые сделали выставку «Мы-Арал» в Центре молодежи, увеличили барную зону, добавили ассортимент на кухне, сделали мерч от проекта Fabrikat и все по нарастающей. 

Еще мне очень нравится проект Stihia Gen, в котором наши ребята занимались обучением графическому и web-дизайну местных детей. Очень толковые ребята здесь растут, и душа радуется. 



Самая большая активность — последние 2-3 месяца до начала фестиваля. 


На протяжении этого времени над проектом юртового лагеря работало почти 80 человек, а до этого с конца предыдущего феста, мы работали втроем-вчетвером, в зависимости от поступления каких-либо задач, команда дополнялась. 

В принципе, у нас во всем составе, каждый выносит свое предложение или полученную какую-то сумму, мы это все обсуждаем. Если есть какие-то идеи, и они считаются логичными, комфортными, и человек может это реализовать, то мы это реализуем.



Хочется поменять стереотипы людей, которые едут сюда, чтобы они начали думать немножко иначе и перестали верить сплетням людей, которые говорят, что здесь нет жизни, здесь нет жилья, еды, ничего нет. 

На самом деле здесь все есть. Полный поселок, где есть 6-7 разных кафешек, с достаточно вкусной и прикольной еды. Отелей, домов, хостелов бесконечное количество, ребят, которые готовы помочь. 

У меня за 3 года ни разу здесь ни с кем никаких конфликтов не возникало. Поэтому бояться и лениться ехать сюда не стоит».



Проект moc также курирует и другой сооснователь и исполнительный продюсер Одыл Мухамедов. Проект помогал функционировать многим процессам: от организации лагеря и заканчивая регистрацией гостей. 


Около 80 человек создавали фирменный стиль и сайт, продюсировали создание инсталляций, менеджерили волонтерские движения и много других больших и маленьких задач, которые не сосчитать в одном предложении. 



Слушая всех участников проекта и наблюдая за их работой и подготовкой к фестивалю, начинаешь еще больше ценить подобные проекты. И то, каким важным является вклад каждого посетителя. 

Покупкой билета, арендой жилья у местных жителей, коммуникация с единомышленниками и распространение информации о «Стихии». 


У ребят есть большая цель — добиться того, чтобы к 2030 году фестиваль посетило 30 000 человек. Сейчас это звучит фантастически, но только представьте, как через восемь лет будет выглядеть проект и город, который уже стал центром притяжения электронной музыки. 

Поживем — увидим. 



Фотографии: Камила Рустамбекова
Автор: Камилла Ахмедова
Популярные статьи
Культура
4 июля, 2022
Silvia Furmanovich x Uzbek handicrafts: как узбекские орнаменты оказались в коллекции бразильского ювелира Сильвии Фурманович
Культура
12 января, 2022
5 отечественных кинофильмов для просмотра в выходные дни
Культура
25 мая, 2022
История рынка Чорсу
Культура
1 февраля, 2022
Голос старой Бухары
Культура
8 апреля, 2022
Рамен, вечеринки и нетворкинг: интервью с автором проекта Plovistan
Культура
9 февраля, 2022
Спрятанные скульптуры Ташкента
Культура
18 апреля, 2022
Музыка нас связала: кто играет на модных вечеринках в Ташкенте?
Культура
12 мая, 2022
Песчаная буря, танцы под дождем и сцена из грузовика : как прошел фестиваль «Стихия» 2022?
Культура
23 февраля, 2022
Ташкентская "Узбечка"
Технологии
15 февраля, 2022
История Астрономического института имени Мирзо Улугбека
Культура
17 марта, 2022
Стена истории: Периоды в истории развития керамики