Культура

3790
5 отечественных кинофильмов для просмотра в выходные дни
12 января, 2022

"Насколько наше прошлое определяет настоящее?"

-
Отгремели салюты, Новый год прошел, на елки мы сходили, но Ташкент кажется еще не ожил после праздников. Думаю, у нас есть еще несколько дней, чтобы устроиться на диване в уюте и тепле и посмотреть хорошее кино. Конечно, у каждого есть свои традиции и свой топ новогодних фильмов, будь то “Один дома”, “Ирония судьбы”, “Гарри Поттер” или “Реальная любовь”. 

В этом году я решила нарушить немного собственные традиции кинопросмотров под одеялом и посмотреть несколько отечественных полнометражек. Они не связаны с Новым годом, но каждый из них является знаковым для нашего кинематографа. Я решила узнать почему. Список ниже не является каким-то экспертным топом, и, безусловно, есть и другие талантливые и важные картины. Но сегодня я хочу поговорить именно о том, что зацепило меня, к тому же решила выбрать по одному фильму из разных жанров. Надеюсь, что этот небольшой обзор поможет читателям начать знакомство (или возобновить общение) с узбекским кинематографом. 

Юрта (Ўтов)

Жанр: драма
Год: 2007
Режиссер: Аюб Шахабиддинов
Автор сценария: Ёлкин Туйчиев
Суть фильма в одной фразе: “Человек должен жить своей жизнью”


Смотря этот фильм, я вспоминала произведение Ким Ки Дука “Весна, лето, осень, зима… и снова весна”, возможно из-за образа жизни героя, возможно из-за темы отрешенности, либо из-за музыкального сопровождения и медитативных пейзажей.
 
Убай – сын врага народа, его жена погибла при родах, у него остался только сын Джавахир. Он живет как отшельник в юрте в горах Средней Азии, погруженный в молитвы, повседневные заботы и горькие воспоминания, и пытается привить сыну свой образ жизни и мысль о том, что “Свобода важнее всего”. 

В этом произведении пересекаются несколько  конфликтов: столкновение советской власти и местной культуры, след сталинских репрессий, протест личности против коллектива, разрыв между отцами и детьми, выбор между свободой и принадлежностью обществу, стремление к корням или разрыв с ними, влияние войны на личность, свобода женщины. 

Кажется словно авторы не могли определиться какая линия важнее, и из-за этого сложно ухватиться за что-то основное, есть ощущение, что темы затронутые в этом фильме, не раскрыты достаточно ярко. Но при этом каждая из обозначенных проблем – это очень болезненная и острая точка, которая не до конца проговорена в искусстве Узбекистана. И фильм “Юрта” побуждает окунаться в эти темы, думать, сочувствовать героям, задаться вопросом о том, насколько наше прошлое определяет настоящее. 




Абдулладжан или посвящение Стивену Спилбергу

Жанр: фантастическая комедия
Год: 1991
Режиссер и автор сценария: Зульфикар Мусаков
Суть фильма в одной фразе: “Я все жду, с детства жду. Неужели так и не дождусь?”


Смотря сегодня фильм “Абдулладжан”, снятый 30 лет назад можно посмеяться над нелепостью юмора, кустарностью съемок и воспринимать его как провинциальную попытку подражать Голливуду. Но для меня фантастический сюжет и “комедийность” жанра видятся намеренным прикрытием очевидной сатиры на советско-узбекское общество, размышлением о колониальности и понятии мечты. Когда еще было снять такое, если не в год развала Советского союза. 

В колхозе “Коммунизм” приземляется инопланетянин – мальчик-блондин, которого приютил Базарбай. Жена мужчины решает, что это внебрачный ребенок от женщины из Брянска, но оставляет его в семье. Мальчик, которого назвали Абдуллажан, совершает чудеса, делая жизнь жителей колхоза лучше. Он помогает улучшить урожаи, увеличить скот, способствует техническому прогрессу. 

Абдулладжан – другой, но он помогает сбыться простым мечтам и желанием населения колхоза о достатке, сытости и комфортной жизни, при этом узнавая о человеческих слабостях и пороках. 




Махалляда дув-дув гап (Об этом говорит вся махалля)

Жанр: комедия
Год: 1960
Режиссер: Шухрат Аббасов
Авторы сценария: О. Рамазанов, Б. Рест
Суть фильма в одной фразе: “Конечно и сегодня вы еще можете увидеть какие-нибудь закоулки, напоминающие о прошлом”


Первый раз я смотрела этот фильм в рамках мероприятий, посвященных изучению ташкентской махалли. А показ проходил в одном из домов типичной махалли. Я шла к нему сквозь разрытые ухабы, вокруг шумели экскаваторы, а экран, на который кино проектировалось, белел на фоне растущей стройки. 

“Об этом говорит вся махалля” считается любимейшей советской комедией, в которой показаны яркие народные типажи и быт ташкентцев. Но я (возможно из-за контекста) увидела картину, цель которой – инструментами искусства формировать у людей новое мировоззрение, помочь совершить разрыв с привычным укладом жизни и изжившими себя традициями. В двух словах: лучшая реклама советской новостройки, облаченная в мантию романтической комедии. 

Разрыв, на мой взгляд, – это основной мотив фильма, будь то разрыв между поколениями или культурами. Но преподнесен он настолько тепло, по-доброму и продуманно, что посмотреть его стоит, правда посмотреть, как мне кажется, с позиции сегодняшнего дня – это позволит заметить много интересных параллелей. 





Мафтунингман (Очарован тобой)

Год: 1958
Жанр: мюзикл
Режиссер: Юлдаш Агзамов
Автор сценария: Тураб Тула
Суть фильма в одной фразе: “– Как у вас скучно в этой вашей периферии. – Нет неправда, мы не бедные!”


Смотрю и думаю: “Почему в узбекском кинематографе снято так мало мюзиклов?”, ведь кажется наша культура идеальна для этого жанра. Наигранные диалоги, бедный сюжет, топорные монтажные склейки – все эти недостатки меркнут на фоне музыкальных эпизодов. А песня “Очарован тобой”, исполненная Батыром Закировым, заслуженно стала народным хитом. Что интересно, это один из немногих наших фильмов, который затрагивает тему провинции. 

Герой фильма – режиссер Абзалов не хочет снимать в своей картине профессиональных актеров и дает задание помощнику: найти молодые таланты не из столицы, участвующие в самодеятельности. Так кинозвездами (правда только на время) становятся тракторист из колхоза в Хивинском районе, вышивальщица тюбетеек из Бухары и шофер из Ферганы, а выпускница медицинского института из Ташкента, мечтавшая о сцене, находит свою новую мечту. 

Размышляя об этом фильме, я вижу не только приятную с музыкальной точки зрения картину и трогательную историю о юности и любви, но и произведение об ограниченности мечтаний, карьере в условиях советской действительности и несостоявшейся женской эмансипации. 





Нежность 

Жанр: мелодрама
Год: 1966 
Режиссер: Эльёр Ишмухамедов
Автор сценария: Одельша Агишев
Суть фильма в одной фразе: “Все это такой обман, такое притворство, что даже жить не хочется”


Этот фильм неожиданно стал моим фаворитом. Лучшее, что я видела из узбекского кинематографа. Неожиданно потому, что я не большой любитель мелодрам. Но для меня не столь важно, нравится ли мне жанр или сюжет – важнее ее гармоничность и высокое мастерство. 

Фильм состоит из трёх новелл, которые рассказывают истории трех героев, которые плавно перетекают одна в другую. “Нежность” – это дипломная работа Ишмухаммедова, она получила много положительных оценок кинокритиков. Николай Ирин говорил о том, что “в картине заметно влияние мэтров итальянского неореализма и французской новой волны”.  Кирилл Разлогов писал, что “сам лирически-непритязательный тон картины уводил зрителя от канонов соцреализма”. А Георгий Данелия, который был рецензентом дипломной молодого режиссера, “отметил эстетику и художественный вкус, актёрскую игру, своеобразную пластику фильма: походку, мимику и жесты героев”, хотя обращал внимание на “не совсем удачно подобранный ритм картины и местами чрезмерное увлечение музыкальной составляющей”.

На мой взгляд, весь ход повествования, манера съемок, движение камеры, пейзажные съемки, диалоги, характеры персонажей, музыкальный фон – все настолько естественно и нежно, что буквально отражает название фильма. Эта печальная, но невероятно красивая история о взрослении, потерях и надежде. 


Автор: Виктория Ерофеева
Популярные статьи
Культура
4 июля, 2022
Silvia Furmanovich x Uzbek handicrafts: как узбекские орнаменты оказались в коллекции бразильского ювелира Сильвии Фурманович
Культура
12 января, 2022
5 отечественных кинофильмов для просмотра в выходные дни
Культура
25 мая, 2022
История рынка Чорсу
Культура
1 февраля, 2022
Голос старой Бухары
Культура
8 апреля, 2022
Рамен, вечеринки и нетворкинг: интервью с автором проекта Plovistan
Культура
9 февраля, 2022
Спрятанные скульптуры Ташкента
Культура
18 апреля, 2022
Музыка нас связала: кто играет на модных вечеринках в Ташкенте?
Культура
12 мая, 2022
Песчаная буря, танцы под дождем и сцена из грузовика : как прошел фестиваль «Стихия» 2022?
Культура
23 февраля, 2022
Ташкентская "Узбечка"
Технологии
15 февраля, 2022
История Астрономического института имени Мирзо Улугбека
Культура
17 марта, 2022
Стена истории: Периоды в истории развития керамики