Культура

2927
История рынка Чорсу
25 мая, 2022

"Базар – горячее сердце узбекского города и главная точка сбора и притяжения"

-
И хотя в Ташкенте много базаров совершенно культовых по своему статусу, чего только стоят Алайский или бывший Госпитальный, Чорсу стоит особняком. Во-первых, он находится в старом городе. Во-вторых, он самый масштабный. В-третьих, только там появляется ощущение, что находишься в “городе в городе”, особом месте, работающем по своим законам, и во многом это происходит благодаря тому, как организована архитектура пространства.



Чорсу – это огромный центральный купол в окружении расставленных вокруг семи куполов поменьше. В результате, рождается сложное пространство с чередованиями крытых, открытых и полуоткрытых помещений.

Центральный купол поднят на стилобате, куда ведёт центральная лестница, поэтому пространство разворачивается и по вертикали, сложная сеть  галерей, лестниц и переходов соединяет его части.

Уже по этому описанию становится понятно, что с первого раза сориентироваться на Чорсу не так уж просто. Все купола облицованы цветной керамикой: синей или лазурной с орнаментами по кромке, на каждом – свои.



Авторы проекта Чорсу, архитекторы Ташгипрогора Владимир Азимов и Сабир Адылов, вероятно, почерпнули идею большого купола, облицованного керамикой и приспособленного для торговых помещений, в архитектурных проектах Андрея Косинского.

Его знаменитый проект торгового центра в Чиланзаре 1967-1969 годов отталкивался от образа, вдохновенного средневековой архитектурой. Свободно расставленная группа вытянутых вверх куполов разных оттенков синего также выполняла роль торговых площадей.

Другой пример использования купольной формы в советской архитектуре Узбекистана – не менее знаменитое кафе “Голубые купола” на бывшем бульваре Ленина 1970 года.



На Чорсу интересно наблюдать, как строгая архитектура модернизма обживается и дополняется хаотичными пристройками, что, конечно, не всегда благоприятно сказывается на облике и первоначальном архитектурном замысле.

К бетонным конструкциям пристраиваются временные, а пластиковое благоустройство последних лет наслаивается поверх, скрывая первоначальный ансамбль. Площади и улицы базара вокруг тоже занимаются торговлей.

Базар, как огромный организм, как бы расползается в пространстве, занимает всё больше места и обрастает наслоениями. Это ведёт также и к постоянным попыткам реконструировать ансамбль Чорсу, и весьма редко эти проекты принимают во внимание ценность его архитектуры. 



Здесь легко потеряться, особенно если у вас нет проводника, даже несмотря на то, что товары, как и на любом базаре удобно сгруппированы по рядам. Мимо некоторых мест невозможно пройти мимо, например, мимо впечатляющего подкупольного пространства главного павильона с выразительным перекрытием, где сейчас торгуют мясом и молочными продуктами.

Или мимо расположившихся вокруг него рядов со специями, лепёшками и овощами-фруктами-зеленью. А какие-то уголки можно и не заметить. Вот несколько особенных мест, куда советуем заглянуть, если вы на Чорсу впервые.



1) Входная арка 1950-х годов. Эта ориенталистская входная постройка времён взлёта сталинской архитектуры встретит вас, если будете заходить на базар из дальнего выхода метро Чорсу. Квадратная в плане, с центральным куполом, украшенная керамикой и легкими ориентальными мотивами, – это остаток предыдущей версии благоустройства Чорсу 1950-х годов, где внутри тоже расположились несколько лавок. 



2) Пройдя парадную арку, попадаешь напрямую в так называемые “обжорные ряды” – “фудкорт здорового человека”. Тут можно попробовать все лучшие блюда узбекской кухни, от нарына до плова, разделив стол с другими посетителями базара. Среди ташкентцев также особенно ценится ханум на Чорсу – тонкое тесто с начинкой из картошки в томатном соусе – его можно купить прямо у входа из огромных баков. 



3) По прямой из обжорных рядов, через один “квартал” лавок, – площадь, где по выходным в первой половине дня можно застать выступления: танцы, песни, состязания в силе, шоу канатоходцев. 



4) По правую руку от обжорных рядов, на небольшом возвышении, находятся несколько рядов старьевщиков. Конечно, выбор там не так велик, как на Янгиабаде, но здесь тоже можно найти массу интересных вещей: одежды, посуды и книг.



5) С левой стороны от центральной лестницы, что ведёт к главному куполу, если подняться по другой незаметной лесенке, можно попасть в царство тканей. Здесь найдёшь и современные завозные отрезы всех цветов и раскрасок, и уголки исламской моды, и старые сюзане кое-где, и редкие крепдешины и бархаты, оставшиеся с советских времён.



6) Если дальше двигаться влево от центральной лестницы, дойдёшь до зелёные рядов. Советуем посмотреть, особенно, если вы неравнодушны к садоводству. В этой солидной части базара продают рассаду, большие саженцы, молодые деревья и свежие цветы – невозможно красиво.


Фотоматериалы: Александре Давиташвили
Автор: Анна Пронина
Популярные статьи
Культура
4 июля, 2022
Silvia Furmanovich x Uzbek handicrafts: как узбекские орнаменты оказались в коллекции бразильского ювелира Сильвии Фурманович
Культура
12 января, 2022
5 отечественных кинофильмов для просмотра в выходные дни
Культура
25 мая, 2022
История рынка Чорсу
Культура
1 февраля, 2022
Голос старой Бухары
Культура
8 апреля, 2022
Рамен, вечеринки и нетворкинг: интервью с автором проекта Plovistan
Культура
9 февраля, 2022
Спрятанные скульптуры Ташкента
Культура
18 апреля, 2022
Музыка нас связала: кто играет на модных вечеринках в Ташкенте?
Культура
12 мая, 2022
Песчаная буря, танцы под дождем и сцена из грузовика : как прошел фестиваль «Стихия» 2022?
Культура
23 февраля, 2022
Ташкентская "Узбечка"
Технологии
15 февраля, 2022
История Астрономического института имени Мирзо Улугбека
Культура
17 марта, 2022
Стена истории: Периоды в истории развития керамики